Гид компьютерного мира - Информационный портал
  • Главная
  • Программы
  • Икт можно использовать в детских играх. Использование икт при организации образовательной деятельности дошкольников Возможности использования ИКТ в игровой деятельности

Икт можно использовать в детских играх. Использование икт при организации образовательной деятельности дошкольников Возможности использования ИКТ в игровой деятельности

стижениям. Развитие сетей ведет к новым формам педагогики, ориентированной на совместную работу, использующей все возможности взаимодействия этих сетей (таких как Web 2.0). Мы должны выяснить, как социальные сети могут улучшить преподавание и обучение, а также использовать наиболее продвинутые технологии для создания «улучшенной и дополненной педагогики». Основным улучшением, ставшим возможным благодаря ИКТ, является возможность персонализации и индивидуализации обучения. Мы должны создать персонализированную педагогику, основанную на индивидуальных параметрах обучения каждого ученика – систему менеджмента педагогики!

Будущее – цифровое гражданство

В цифровом обществе остро стоит вопрос цифрового гражданства. Образование должно готовить граждан такого общества. Существует большой риск цифрового неравенства – не в отношении технологии или доступности цифровых устройств, а главным образом в отношении получения доступа к знаниям и получению цифровых компетенций.

Вопросы, поднимаемые цифровым обществом, в основном – это вопросы педагогики и политики. Они связаны с целями цифрового общества, основанного на знаниях, с человеческими коммуникациями – важнейшей стороной взаимоотношений в цифровом обществе.

Конечно, будущее станет совершенно другим, когда учителя станут аборигенами цифрового общества. Однако, темп настоящих изменений настолько высок, что мы не можем предсказать, какие новые концепции и схемы будут возникать в нашем обществе, поэтому разрыв между новыми и предшествующими поколениями будет оставаться. Изменяющиеся поколения – вот основная характеристика цифрового общества.

Требуется постоянно искать ответы на вопросы: каково наше видение педагогики цифрового общества, какие стратегии нам нужны для реализации основных образовательных ценностей?

Аборигены цифрового общества – новые граждане цифровых обществ. Определяйте и анализируйте важнейшие изменения, и не только технологические, происходящие в цифровом обществе. Анализируйте компетенции представителей нового поколения: компетенции, которые у них уже есть, и которые они должны приобрести. Анализируйте и принимайте во внимание, какие знания есть в цифровом обществе, какие знания востребованы для аборигенов цифрового общества, а также как эти знания развиваются.

Цифровые общества ведут к информационным обществам и обществам знаний. Следует помнить и принимать во внимание гуманитарные аспекты общества знания, развивать гуманитарные стороны цифровых обществ. Для создания стратегий преподавания и обучения аборигенов цифрового общества мы должны определить не только цифровые характеристики, но также их социальное, экономическое и гуманитарное содержание.

Аборигены цифрового общества вовлечены в сети, совместную работу и коллективный разум. Стратегии преподавания и обучения должны учитывать эти принципы. Сети должны быть введены в школы, и школы должны работать по принципу сетей.

Аборигены цифрового общества учатся по-новому. Запустите исследовательские проекты по способам получения знаний аборигенами цифрового общества. Что они станут изучать? Почему? Как? Где? Самостоятельно или в группе? Как мы можем установить «индивидуальные параметры обучения» для аборигена цифрового общества?

Аборигенов цифрового общества нужно обучать иным образом. Создавайте и пробуйте новые педагогические модели для аборигенов цифрового общества, сокращая возрастающий разрыв между технологией и педагогикой. Вовлекайте в процесс разработки соответствующих методик, педагогических стратегий самих школьников.

Определяйте политические аспекты для аборигенов цифрового общества. Какое политическое развитие претерпевает общество знаний? Как это отражается в обучении аборигенов цифрового общества? Какие ценности должны быть выработаны в таком обществе?

5.2. ИКТ в дошкольном образовании

Дошкольное образование и воспитание – это право, признанное Конвенцией о правах ребенка, в соответствии с которым все дети дошкольного возраста имеют право на уход, развитие, образование, защиту и безопасность. Являясь первой из шести целей программы «Образование для всех» (ОДВ), развитие

и совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста играет ключевую роль в реализации других целей ОДВ (например, общего начального образования), а также в достижении «Целей развития Тысячелетия».

В 2010 году ИИТО ЮНЕСКО приступил к реализации проекта, посвященного применению ИКТ в дошкольном образовании, результаты которого отражены в обзоре «ИКТ в дошкольном образовании: существующий опыт и рекомендации» (2011), а также в аналитической записке «ИКТ в воспитании и образовании детей дошкольного возраста» (2012).

В разных странах понятия образование детей младшего возраста и дошкольное образование могут подразумевать разные возрастные группы детей, охватывая возраст от 3 до 6-7 лет, т.е. дошкольников.

В проекте приняли участие пилотные учреждения дошкольного образования (ДО) из Бразилии, Венгрии, Норвегии, Португалии, России, Словакии, Чехии и Чили. По результатам проекта были определены «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» (публикация на английском, русском и словацком языках). В ходе исследования ИИТО были использованы три источника информации: сведения, полученные из 17 центров ДО, расположенных по всему миру; обзоры специальной литературы, посвященной тому, как ИКТ могут влиять на процессы обучения в учреждениях ДО и как они могут быть интегрированы в широкий спектр методов ДО; профессиональный опыт привлеченных экспертов и данные исследовательских проектов, имеющих отношение к ДО в контексте ИКТ. Несмотря на немалые различия, все 17 образовательных центров, принявших участие в аналитическом исследовании, обладают важной объединяющей чертой: все они принадлежат к числу новаторских учреждений ДО в своих странах или регионах, лидирующих в деле интеграции ИКТ в обучение дошкольников. Такой целевой отбор центров ДО был основан на рекомендациях органов управления образованием

и исследовательских центров соответствующих стран. Сделанная выборка учреждений представляет убедительную картину реальных инновационных тенденций в области использования ИКТ в дошкольном образовании.

Анализ реальной ситуации в этих центрах охватывал вопросы об имеющемся у них оборудовании, педагогическом составе и компетентности учителей в области ИКТ, о приоритетах учреждений, об их деятельности и приемах работы, о стратегиях и педагогических установках, о выводах относительно пройденного пути и планах дальнейшего развития.

Суммируя полученные в ходе реализации проекта результаты, сформирована общая стратегия интеграции ИКТ в дошкольное образование, представляющая собой восемь последовательных этапов (шагов). Эти рекомендации могут также оказаться полезными руководителям учреждений ДО, а также консультантам местных органов управления образованием.

Восемь шагов стратегии интеграции новых ИКТ в дошкольное образование

1. Развивайте имеющиеся возможности.

2. Определите свою роль.

3. Сформулируйте цели и задачи.

4. Создайте ИКТ среду.

5. Содействуйте профессиональному развитию персонала.

6. Интегрируйте, наблюдайте, размышляйте.

7. Постройте партнерские отношения и сети.

8. Планируйте дальнейшее развитие.

Ниже приводится описание этапов интеграции и рекомендации по оптимизации каждого шага.

ИКТ в дошкольном и начальном образовании

Развивайте имеющиеся возможности

В настоящее время мы являемся свидетелями беспрецедентного внимания к качеству дошкольного образования как части системы образования. Все больше и больше детей сталкиваются с компьютером до поступления в школу и даже до того, как они приходят в учреждения ДО и испытывают как позитивное, так и негативное воздействие ИКТ. Дошкольное образование не может игнорировать это явление. В дошкольном образовании надо искать эффективные процедуры и стратегии, чтобы реальнее, действеннее и практичнее использовать ИКТ для достижения целей, которые мы всегда ставим в обучении, когда для привлечения ИКТ есть веские основания.

Решив начать интеграцию ИКТ в игры и обучение детей в вашем учреждении ДО, вы столкнетесь с рядом вопросов. В поисках ответов на них попытайтесь расширить и углубить свое понимание контекста и развить имеющиеся возможности:

Ознакомьтесь с созданной государством структурой освоения ИКТ и стратегическими документами, касающимися ИКТ на всех стадиях образования, особенно в ДО. Во многих странах недавно разработали (или разрабатывают в настоящее время) стратегию использования ИКТ в дошкольном образовании или иные концептуальные документы.

Развивайте собственные навыки владения ИКТ. Это понадобится вам в процессе их интеграции по нескольким причинам. Например, вам придется составить план повышения квалификации сотрудников вашего учреждения ДО и контролировать его выполнение. Кроме того, учтите, что развитие навыков владения ИКТ – процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни.

Изучайте качественные источники – научную литературу о применении ИКТ в дошкольном образовании и источники, в которых излагаются практические соображения о том, как следует действовать. Это нелегко, поскольку таких источников немного. Попытайтесь найти новые источники на вашем родном языке. Используйте их в поиске возможностей, которые предлагают дошкольному образованию ИКТ.

Ищите примеры правильных и эффективных методов работы на родине и за рубежом.

Ищите новые контакты. Возможно, в вашем районе существуют другие организации ДО, в которых начинают тот же процесс и размышляют над ним.

Все эти сложные преобразования доставят вам и вашим коллегам много дополнительной работы, возникнут многочисленные вопросы и проблемы, вашу работу будут критиковать, но в то же время перед вами откроются новые способы обучения детей, новые знания о технологиях, которые вы будете получать с помощью ИКТ. Если вы верите в раннее обучение, где во главу угла поставлены интересы развития ребенка, если вы хотите понимать новые возможности, предоставляемые ИКТ, и полны решимости открыть подходящие способы их использования в играх и обучении, можно уверенно сказать, что процесс перехода в вашей организации уже начался.

Определите свою роль

Возможно, вы работаете в организации ДО, где уже предприняты шаги по интеграции ИКТ в ее деятельность. Если вы решили сделать этот процесс более эффективным и энергичным, полезно уделить более пристальное внимание анализу вашего положения, подумать, какое место в этом процессе занимаете вы персонально.

В процессе интеграции ИКТ можно выделить и изучать следующие стороны:

Мотивация и инициализация. Кто выступает инициатором процесса и почему? Можно выделить внешних (родители, местные органы власти или представители учреждений более высокого уровня образования, исследователи и т.д.) и внутренних инициаторов (импульс обычно исходит от руководителя учреждения ДО или от его ведущих педагогов). Мы представили примеры мотивации обоих типов и их сочета-

ния. Нельзя сказать, что один тип мотивации лучше другого. Однако можно утверждать, что без внутренней мотивации шансы на успех весьма невелики.

Цели, которые ставят люди, инициирующие процесс интеграции. Есть ли какие-то официальные документы, относящиеся к содержанию образования, которым вы собираетесь следовать? Четко ли сформулированы ваши цели? Сформулированы ли ваши цели подробнее, чем в официальных документах, определяющих содержание и учебное планирование? Что было бы невозможно без новых технологий (и нового педагогического подхода)?

Какие виды ИКТ вы используете? Используете ли вы только одну-две технологии (например, компьютер и цифровую камеру, компьютер и обучающие программы, черепашек-роботов)? Сознаете ли вы, что ИКТ - широкий спектр ресурсов, что они дают нам множество разных возможностей получения нового опыта, необходимого для комплексного развития детей?

Как вы применяете средства ИКТ для поддержки процесса обучения и игр? Используете ИКТ как дополнительное и необязательное развлечение для детей или интегрируете их в спланированный вами процесс в качестве инструмента достижения поставленных вами же целей?

Какими педагогами вы располагаете? Насколько хорошо они владеют ИКТ? А вы сами? Сколько ваших педагогов (и в какой степени) готовы учиться и имеют мотивацию к учению, готовы обсуждать, открывать и осуществлять инновации? Способны ли вы создать в вашем учреждении ДО атмосферу обучающегося сообщества?

Кто поддерживает вас? Кто предоставляет вам финансовую поддержку? Поддерживают ли вас родители, органы образования? Политика государства в области ИКТ?

В каких целях (помимо административных) ваше учреждение ДО использует ИКТ?

Используете ли вы ИКТ в интересах дошкольников и вместе с дошкольниками, для поддержки обучения дошкольников или для поддержки детей старшего возраста? Для планирования развития и деятельности, для анализа, для создания электронных портфелей, для общения с их родителями?

Как вы анализируете, оцениваете и планируете продолжение этого процесса? Как много внимания уделяете размышлениям над своей ситуацией, развитием ваших учеников с применением ИКТ, над социальным, интеллектуальным, творческим и эмоциональным развитием детей? Какие инструменты (внутренние и внешние) вы используете?

Перечисленные выше вопросы позволят задуматься над различными аспектами использования ИКТ в ДО. Эти вопросы можно использовать как своего рода методологию улучшения понимания нынешней ситуации в процессе интеграции ИКТ.

Сформулируйте цели и задачи

Процесс интеграции ИКТ в образование должен иметь четкую ориентированность, а специалистам следует иметь относительно ясное понимание причин, побуждающих коллектив учреждения включиться в этот процесс. Данный переход - гигантское вложение сил и средств, огромное бремя личного участия (как руководителя, так и его подчиненных). Очевидно, что в такой ситуации важную роль играют цели, стратегии и видение. Не нужно рассчитывать, однако, что удастся найти единственную и наилучшую стратегию. Существуют многочисленные планы и эффективные способы действий. Необходимо выбрать ту стратегию, которая соответствует традициям и возможностям конкретного учреждения ДО. Постарайтесь изучить и проанализировать успехи, достигнутые с помощью понравившихся вам стратегий, и неудачи:

Формулируйте свои цели и стратегии просто и сохраняйте эту простоту формулировок, ведь вам придется объяснять их другим людям, обладающим иным уровнем знаний ИКТ, и завоевывать их внимание и поддержку.

Обеспечьте гибкость своих целей и стратегий. Чем больше вы будете познавать ИКТ и чем глубже понимать их, тем лучше осознаете возможности, которые открывает использование технологий в образовательных целях, и тем лучше сможете формулировать цели и средства их достижения.

Определяя цели, подумайте, какие аспекты обучения, игр и развития вы считаете особенно важными для ДО и как поддерживать развитие детей в этих направлениях с помощью ИКТ.

Важно также выяснить, что и почему не входит в ваши цели. Обучение навыкам пользования ком-

ИКТ в дошкольном и начальном образовании

пьютером и другими средствами ИКТ было бы неверной задачей. Разумеется, дети приобретут и разовьют такие навыки и знания, но в ходе достижения других целей. Для детей дошкольного возраста достаточно освоить ИКТ через использование в других занятиях. Изучение самих ИКТ включено в школьное образование.

Несомненно, предоставление детям доступа к ИКТ в качестве вознаграждения за успешное выполнение других задач или хорошее поведение не может быть целью вашей стратегии. Напротив, следует искать стратегии, которые, во-первых, позволят применять ИКТ в различных видах повседневной деятельности и решать задачи более эффективным, адекватным и мотивированным образом, и во-вторых - уточнить новые, невозможные ранее цели, что создаст новые возможности поддержки детей, нуждающихся в самовыражении, общении и сотрудничестве при решении задач.

Создайте ИКТ среду

Ознакомьтесь с правилами, регулирующими все аспекты применения ИКТ в учреждении ДО, и соблюдайте их.

Независимо от того, существуют такие правила или нет, и от того, насколько они сложны или кратки, помните: безопасность детей со всех точек зрения, рассмотренных в предыдущих главах, - высший приоритет.

В зависимости от ваших начальных целей выберите и закупите соответствующие средства ИКТ. Не допускайте использования старого оборудования, которое вам хотят подарить (или будьте с ним осторожны). Помните о возможности вредного для здоровья воздействия ИКТ, особенно старых мониторов с электронно-лучевыми трубками.

Создайте выделенное ИКТ-пространство. Если вы не ограничены никакими правилами, выберите класс (или все классы) как место для этого пространства и установите там ИКТ-устройства или создайте компьютерный уголок. Помните о приоритетах: (а) безопасность; (б) функциональность и практичность (эти принципы облегчат вам интеграцию оборудования в различные виды деятельности); (в) управляемость (будьте скромны, для начала вам не нужно многого); (г) расположение (необходимо беспрепятственно наблюдать за всеми учениками и тем, что происходит в компьютерном уголке); (д) гибкость (ваши потребности будут развиваться, и пространство должно позволять проводить дальнейшие изменения).

Если возможно, подключите уголок ИКТ к Интернету.

Если возможно, поставьте в компьютерном классе или уголке ИКТ новую мебель, соответствующую возрасту детей. Все провода, разъемы и розетки должны быть полностью спрятаны от детей и недоступны им. В качестве альтернативы можно выбрать простое и временное решение, а затем, после нескольких недель или месяцев наблюдения за функциональностью пространства, окончательно расставить мебель. Довольствуйтесь хорошим решением, не ищите абсолютно оптимального.

Обратите особое внимание на правильное освещение, которое должно быть легко регулируемым.

Помимо всех технических требований, предъявляемых к ИКТ и к их использованию, уголок должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к помещениям для дошкольников.

Если вы устанавливаете интерактивные доски, обратите особое внимание на высоту их размещения, которая должна позволять детям работать с досками самостоятельно. Хорошо продумайте размещение проектора и направление его луча.

Установите правила пользования для коллег, но прежде всего для детей (такие же, какие вы, возможно, ввели для других уголков, другого оборудования или определенных ситуаций). Сделайте эти правила ясными, видимыми и понятными не только детям, но и их родителям.

Содействуйте профессиональному развитию персонала

Не ждите того, что вы сами и ваши коллеги-педагоги освоите ИКТ за несколько дней на курсах повышения квалификации. Имейте в виду: профессиональное овладение ИКТ - непрерывный процесс личностного развития на протяжении жизни.

вышению. Если необходимо, подумайте об эффективных способах усиления их мотивации.

Разработайте личную стратегию планирования, наблюдения и оценки долгосрочного процесса повышения квалификации ваших сотрудников.

Постарайтесь создать и поддерживать в вашем учреждении ДО атмосферу образовательного сообщества, в котором люди ценят знания, ежедневно учатся друг у друга и поддерживают друг друга.

Если ваша организация участвует в каком-либо более крупном проекте, это может существенно помочь делу: в рамках таких проектов распространены программы повышения квалификации всех педагогов.

Как указано в докладе Новозеландского совета образовательных исследований (New Zealand Council for Educational Research, 2004), успешные подходы к эффективному повышению квалификации педагогов в ИКТ имеют следующие особенности, которые нужно учитывать при выборе программ обучения ИКТ для ваших педагогов. Как правило, такие курсы повышения квалификации:

вовлекают педагогов в постановку задач, планирование повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

проходят в рабочих классах;

предусматривают сотрудничество в малых группах;

опираются на имеющиеся у педагогов знания и опыт;

основаны на конкретном проекте, в рамках которого педагоги планируют осуществлять свою деятельность;

увязаны с педагогической теорией;

предоставляют время и возможности для экспериментов и размышлений о новом опыте;

предусматривают обучение навыкам использования ИКТ исходя из реальной потребности.

В структуре программ повышения квалификации в области ИКТ для дошкольного образования можно выделить различные направления и уровни планируемых результатов:

программы овладения базовыми навыками работы на компьютере с применением основных инструментов для коммуникации, написания сообщений, просмотра Интернета и т.д.;

программы, направленные на овладение расширенными навыками использования ИКТ, в том числе различными инструментами самовыражения и коммуникации;

программы повышенного уровня , как правило, сочетающие модули освоения различных ИКТ по выбору с изучением новых педагогических подходов;

программы обмена инновационным опытом , предназначенные для лидеров, работающих в дошкольном образовании, и предусматривающие стажировки в самых передовых учреждениях ДО.

Для педагогов консультации друг с другом, обсуждение приемов преподавания и обмен этими приемами, наблюдение за работой коллег с детьми, стимулирование коллегиальности и поддержки, содействие качественному преподаванию - стратегия профессионального развития.

В связи с этим приобретение базовых и расширенных навыков предусматривает такие формы обучения, как:

разовые модули, проводимые вне учреждения ДО, в течение нескольких часов, одного дня или нескольких рабочих дней;

регулярные курсы, проводимые в течение определенного периода раз в неделю или раз в месяц;

регулярные внутренние курсы, организованные в вашем учреждении ДО; самостоятельное обучение;

взаимное обучение коллег в рамках учреждения ДО.

Навыки повышенного уровня (по выбору) и обмен инновационным опытом лучше формировать в рамках учебных мероприятий:

семинары и открытые занятия, организуемые одним учреждением ДО для демонстрации определенной деятельности, инструментов, приемов и т.д. коллегам из других детсадов;

видеоконференции, дистанционные семинары, дискуссии по конкретным модулям, отражающим специфику использования ИКТ в учреждении ДО;

активное вовлечение педагогов в различные образовательные сети.

Интегрируйте, наблюдайте, размышляйте

Начните с самых простых методических приемов и минимального оборудования ИКТ уголка (с ис-

ИКТ в дошкольном и начальном образовании

пользования цифровой камеры, графических планшетов для рисования картинок или с использования программируемых игрушек).

Накопив некоторый опыт и проверив функциональность вашего ИКТ уголка, сосредоточьтесь на первых попытках интеграции ИКТ в разные виды деятельности, предусмотренные вашим учебным планом. Уровень интеграции будет постепенно повышаться, и вы будете использовать ИКТ для поддержки основных целей той или иной деятельности все эффективнее:

Используйте разнообразные сценарии и способы организации работы группы детей.

Постарайтесь описать полученный опыт использования новых ИКТ и проанализируйте переход к новым способам и педагогическим приемам для более успешного достижения поставленных целей.

Развивайте свое педагогическое мастерство, как и способы документирования вашей работы в группе - для детей и их родителей, но и в целях более глубокого анализа и оценки полученных результатов. Как и при других действиях, делайте это совместно с коллегами.

Интегрируйте все больше инструментов и средств ИКТ, расширяйте арсенал возможностей, сценариев и форм работы.

Используйте ИКТ при работе с детьми и в помещениях и на улице.

Развивайте навыки интеграции ИКТ в деятельность целой группы (разбитой на команды).

Учитесь наблюдать, как дети развивают свои способности в использовании ИКТ. Наблюдайте за тем, как им удается использовать ИКТ в своем развитии во всех проявлениях.

Размышляйте о достижениях и совершенствовании, наблюдайте за развитием группы в целом, команд и отдельных детей. Совершенствуйте практику рефлексии.

Постоянно собирайте лучшие образцы своей деятельности, например, в форме электронного портфолио. Эти документы потребуются коллегам, родителям и вам самим для углубленного анализа и планирования дальнейшего развития.

Для того чтобы лучше понимать роль, надлежащие форматы и выгоды интеграции ИКТ в процесс обучения в ДО, необходимы постоянные исследования. Наряду с учеными, занимающимися теоретическими проблемами образования, педагоги-практики ДО могут внести значительный вклад в виде повседневных наблюдений и размышлений об опыте детей, а также в виде оформленных результатов собственных исследований.

Постройте партнерские отношения и сети

Организуя новаторский процесс, не оставайтесь в одиночестве. Стройте сообщества практиков, сеть людей, объединенных одинаковыми целями, настроениями и проблемами (или включайтесь в такие сообщества). Формируйте различные партнерские и сетевые отношения. В пределах вашего учреждения ДО на основе построения, расширения знаний и обмена ими инициируйте и поддерживайте сотрудничество педагогов вашей организации. Они должны поверить в трансформацию, идентифицировать себя с ней и поддерживать ее. Обычно это означает, что учителям придется больше работать, и хотя трансформация создает проблемы, она также генерирует мотивацию собственного развития.

Пытайтесь формировать (лично или в группе) ясные представления о будущем и планы развития, порождающие новые подходы к обучению с помощью ИКТ. Выстраивайте сотрудничество с родителями ваших учеников на основе объединения усилий, так как любое изменение оказывается невозможным до тех пор, пока вы не добьетесь одобрения и поддержки родителей. Необходимо объяснить им смысл ваших идей и целей. Узнайте, что делают дети с ИКТ дома, и попытайтесь использовать эту информацию в дошкольном учреждении. Позднее вы сможете оказывать влияние на выбор родителей в вопросах «домашней политики ИКТ». Учитесь у родителей и одновременно учите их. Подумайте о различных формах кооперации с родителями.

Поддерживайте общение и сотрудничество с другими специалистами по образованию (на основе обмена опытом, накопления и распространения знаний), другими организациями ДО. Учитесь у них и одновременно учите их. Если можно, делитесь своим опытом, всеми ресурсами преподавания (учения), созданными вашими педагогами. Укрепляйте сотрудничество с местными органами управления образованием. Старайтесь установить отношения сотрудничества с научно-исследовательскими учреждения-

ми, которые активно занимаются применением ИКТ в дошкольном образовании. Такое сотрудничество даст вам интересные связи и научно-методическую помощь, возможность принимать участие в проектах, найти ИКТ по совету специалиста.

Сотрудничайте с начальными школами, куда пойдут дети из вашего учреждения ДО. Такая командная работа будет взаимовыгодной.

Планируйте дальнейшее развитие

Являясь лидером столь важной трансформации, вы должны заглядывать в будущее, за пределы сегодняшних проблем, и проектировать общий вектор развития.

Внимательно наблюдайте за тем, как интеграция ИКТ меняет климат в группах, как развиваются отношения и способы общения между вами и вашими учителями, как они сотрудничают друг с другом в новых условиях. Постоянно наблюдайте за процессом в целом, размышляйте над всеми его аспектами, оценивайте их и планируйте следующие шаги.

Изучайте актуальные тенденции в дошкольном образовании, особенно в применении ИКТ. (а) Читайте специальную литературу по этой теме. (б) Будьте активными участниками общения с другими учреждениями ДО и педагогами-новаторами. Во многих странах в настоящее время считают, что передовой опыт в деле применения ИКТ сосредоточен не в университетах или в центрах подготовки педагогов ДО, а в инновационных учреждениях ДО. Таким образом, самым удобным способом распространения этого опыта является организация открытых мероприятий, их посещение в других учреждениях ДО. (в) Описывайте свой опыт. Если вы хотите ознакомиться с результатами работы других педагогов ДО, напишите о собственных идеях и успехах, поделитесь ими, распространите их.

В ходе применения ИКТ многие учреждения ДО даже не знают о существовании ряда новых ИКТ. Подумайте, какие виды средств ИКТ используют в вашем учреждении ДО, а какие нет.

Задайте себе вопросы:

Что выиграют ваши дети от расширения спектра ИКТ?

Какие новые формы интеграции ИКТ мы могли бы принять, какие новые формы управления группой (сценарии) могли бы мы применить?

Каковы самые серьезные препятствия, которые нам надо преодолеть?

Как можно избежать этих препятствий или уменьшить их?

Хорошо ли развиваются наши партнерские отношения и сети?

Заметна ли наша работа всем, кто интересуется ею?

Достаточные ли площади выделены в вашем учреждении под ИКТ, например, ИКТ уголки?

Можно ли улучшить эти помещения в функциональном отношении?

Можете ли вы сделать их безопаснее, интереснее, более соответствующими вашим образовательным целям?

Можно ли использовать ИКТ так, чтобы поддержать новшества, которые каким-то образом надо отразить в учебном плане ДО?

Модели интеграции ИКТ в дошкольное образование

Потенциал ИКТ для детей младшего возраста может быть продуктивно использован, только если новые технологии интегрированы в детское дошкольное образование наряду с другими видами повседневной деятельности, но не замещают их.

Педагоги и лица, принимающие решения, заинтересованы в том, чтобы понять положительную роль ИКТ в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. К сожалению, в данной области было проведено лишь небольшое количество систематических исследований. Ключевыми областями дошкольного образования, которым могут помочь ИКТ, являются:

общение и сотрудничество;

когнитивное развитие детей;

ИКТ в дошкольном и начальном образовании

развитие творческих способностей детей;

использование в развитии сюжетно-ролевых игр;

формирование установок и выработка навыков учения.

Для того, чтобы ИКТ внесли позитивный вклад в дошкольное образование, они должны использоваться в соответствии со свойственными им наиболее эффективными методами обучения. Это применение должно поддерживать их творческую активность и уверенность в своих силах (Хайес и Уайтбред, 2006 г.).

Хотя в этой области еще не хватает опыта и значимых открытий, уже сейчас мы можем сделать вывод о том, что использование потенциала ИКТ в комплексном развитии детей требует полной интеграции новых технологий в повседневный игровой процесс и учебную деятельность. Не стоит просто добавлять их к уже имеющемуся оборудованию в качестве новых игрушек и пособий.

В ведущих инновационных центрах ДО компьютеры и другие ИКТ являются частью учебного процесса наряду со многими другими видами деятельности. Новые цифровые технологии не должны рассматриваться в качестве элемента, замещающего традиционную практику. В любом случае использование ИКТ не должно происходить за счет каких-либо видов деятельности на открытом воздухе или в закрытом помещении. Физические упражнения и подвижные игры (бег, лазание, прыжки), использование

игрушек на колесах, игрушек-конструкторов способствуют развитию общей моторики (Сирадж-Блэтчфорд и Уайтбред, 2006 г.).

Проектирование внедрения ИКТ в дошкольное образование может быть рассмотрено с нескольких моделях.

«Макроперспектива». Эта модель ориентирована на политику ИКТ для ДО в различных видах образовательных стандартов. Разумеется, зачастую государственная политика развивается только после того, как некоторые отдельные и исключительно инновационные центры ДО демонстрируют определенный опыт и таким образом привлекают внимание к новым возможностям, которые используются для широкого распространения.

Модель «Центр развития». Эта модель работает на региональном или районном уровне. Например, инновационная инициатива нескольких учреждений ДО в одном сообществе или в определенной области, управляемой соответствующей администрацией по образованию или учебным заведением. Преимущество заключается в том, что все задействованные учреждения тесно связаны (в географическом или партнерском смысле) и обычно имеют схожие условия и взаимодействуют ради совместного обучения и стимулирования друг друга.

«Микроперспектива». В дошкольном образовании это самый важный уровень из всех, где происходит весь процесс интеграции. На этом уровне аккумулируется

большая часть практического ноу-хау в использовании ИКТ, и можно выделить пять ключевых аспектов развития.

Модель «Микроперспектива» включает в себя обязательные составляющие, описанные ниже. Участники. В то время как дети, учителя, руководители учреждений ДО и начальной школы, образова-

тельные структуры являются очевидными участниками этого процесса, крайне необходимо организовать тесное сотрудничество с родителями, а также вовлечь их в процесс преобразования. Позже мы рассмотрим другой жизненно важный аспект, касающийся учителей, а именно, их сопутствующее профессиональное развитие.

Стимулы. Этот аспект был детально рассмотрен в предыдущем разделе: мы понимаем важность дошкольного образования и признаем огромный потенциал ИКТ при достижении целей, соответствующих ожиданиям и требованиям XXI века.

Разнообразие ИКТ. Было бы ошибкой интерпретировать концепцию ИКТ в образовании как компьютеризацию или обучение пользованию компьютером . Напротив, мы должны особо выделить тот факт, что ИКТ включают в себя широчайший набор цифровых инструментов, условий работы и процедур, которые могли бы использоваться для комплексной поддержки всех областей, связанных с развитием детей. При планировании ИКТ оборудования следует учитывать такую всеобъемлющую цель и детально рассматривать так называемое соответствие развития нашего выбора (см. следующий раздел).

ИКТ пространство. Важной проблемой является организация пространства с ИКТ не только непосредственно в помещении, в специально отведенном месте, но использовать мобильные инструменты (камеры, планшетные ПК и т.д.) на свежем воздухе.

Управление учебной ИКТ средой. Необходимо разработать, внедрить и оценить продуктивное управление ИКТ деятельностью в детской группе, встроить ИКТ в рабочие планы для отдельных малых групп детей, больших групп и целых классов. Управление классом также включает проблемы безопасности.

Уже существуют веб-сайты учреждений ДО, где представлен опыт, знания и практики, которыми делятся педагоги с местными специалистами и международным сообществам. Они обычно четко излагают свой процесс обучения и стратегию развития, стратегию ИКТ, включая проблемы безопасности; иногда они предлагают экспертизу или сотрудничество, различные ресурсы, методики и т.д.

В качестве примера, мы можем посетить сайт детского центра Homerton в Великобритании (www.homerton.cambs.sch.uk ). Опыт, накопленный на этом веб-сайте, может быть крайне полезен для тех, кто в настоящее время формирует свои государственные стратегии ИКТ в ДО или формулирует роль ИКТ в дошкольном обучении и игровых видах деятельности (www.ictearlyyears.e2bn. org/gallery.html ).

Вопросы реализации моделей интеграции ИКТ в дошкольное образование

Безопасность. В то время как множество педагогов указывают на разнообразные и эффективные формы интеграции ИКТ в игры и обучение дошкольников, многие специалисты по дошкольному образованию выказывают озабоченность в связи с безопасностью. И несмотря на то, что в большинстве случаев нет основания для беспокойства, многие авторы и специалисты согласны с необходимостью осведомленности педагогов ДО о спорах, ведущихся вокруг использования ИКТ

в обучении детей младшего возраста, и осознании необходимости заботы о здоровье и развитии. Согласно (Байрон, 2008 г.), (Новозеландский совет образовательных исследований, 2004 г.)

и (Стивен и Плауман, 2003 г.) большинство вопросов безопасности можно классифицировать по группам:

негативное физическое воздействие,

степень поддержки процесса обучения, а также когнитивное, социальное и эмоциональное развитие детей,

воздействие вредного содержания,

вытеснение ИКТ важной игровой и обучающей деятельности.

Мы должны принимать во внимания эти вопросы. Однако, большинство авторов, которые предупреждают нас обо всех рисках и опасностях, часто имеют ввиду уединенную игру в компьютерные игры и могут не иметь фактического понимания современных тенденций во многих инновационных учреждениях ДО. Как сказано у Адамс и Бриндли (Хайес и Уайтбред, 2006 г.), модель пассивного ребенка перед монитором сохраняется до тех пор, пока его не включат во взаимодействие с какой-либо формой

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
 предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
 несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
 движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
 проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
 предоставляет возможность индивидуализации обучения;
 ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
 в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
 позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
 компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служил и служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, сточки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А.Холодной, С.А.Шапкина и др.свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный доопределенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве сучеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
 дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
 глубже постигаются понятия числа и множества;
 быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
 тренируется эффективность внимания и память;
 раньше овладевают чтением и письмом;
 активно пополняется словарный запас;
 развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
 уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
 воспитывается целеустремлѐнность и сосредоточенность;
 развивается воображение и творческие способности;
 развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе неединичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация предметов по признакам. Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Хочу заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр развивает способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. Педагогами подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей 4-7летнего возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. «Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них недолжно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности. Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета. Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
 обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
 психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
 возбуждает живой интерес к предмету познания;
 расширяет общий кругозор детей;
 возрастает уровень использования наглядности на уроке;
 повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто ―вложить‖ в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список литературы
1. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
2. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание

11 ноября 2016г. воспитатель Бархатова О.И. провела совместную игровую деятельность с детьми старшей гуппы на тему «Компьютер, компьютер, компьютер-это круто» по аналогу игры «Что? Где? Когда?».

Данная игра была разработана в интерактивном формате, дети были активными участниками игры, команда соперников детей также была представлена в интерактивном формате. Команда «Фиксиков» появлялась на экране и задавала свои вопросы. Участие воспитателя сводилось к минимуму, так как был записан голос «виртуального ведущего», который и озвучивал всю информацию и вопросы для детей.

Данная форма совместной деятельности с детьми способствуют развитию у детей самостоятельного познавательного интереса, способствует формированию личностных качеств: инициативы, умения самостоятельно принимать решения, умения работать в команде, предполагает совершенствование профессиональных компетенций воспитателя дошкольного учреждения в использовании в работе с детьми современных ИКТ-технологий, способствует смене позиции воспитателя с носителя знаний и информации на организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи.

Данная интерактивная игра является авторской разработкой педагога Бархатовой О.И., игра была представлена в декабре 2016г. на V Республиканский конкурс педагогического мастерства по применению ИКТ - технологий в образовательном процессе.

Разделы: Работа с дошкольниками

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка - базы, лежащей в основе способности к обучению. Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех-шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера - это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Все это можно сформировать у детей дошкольного возраста, при помощи детально разработанной серии развивающих игр и задач.
В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей - это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду - проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха";
  • дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;
  • занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

  • Компьютер - это средство выравнивания возможностей детей.
  • Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
  • Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
  • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
  • Тесный контакт в цепи педагог-ребенок-родитель.
  • Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
  • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
  • Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
  • Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Целью работы при использовании ИКТ в организованной образовательной деятельности (ООД) является повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачи нашей работы:

  • разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
  • увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрация, педагоги, родители, воспитанники.
  • повышение познавательной мотивации воспитанников;
  • обогащение кругозора и словарного запаса;
  • развитие соответствующих возрасту ребёнка умений;
  • развитие пространственного мышления;
  • ускорение усвоения ребёнком подаваемого материала;
  • создание положительного эмоционального настроя;

Основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при проведении ООД с использованием компьютеров:

  • ООД должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
  • на ООД дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одну ООД, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
  • на ООД не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой - реакция не должна быть очень острой;
  • перед ООД должна быть проведена специализированная подготовка - социально-ориентированная мотивация действий ребенка.

Дидактические принципы применения компьютерных технологий:

  • принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положе-ний науки.
  • принцип систематичности и последовательности связан как с орга-низацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой.
  • принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает пе-реход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляют-ся особые требования: они должны быть интересными и разнообразны-ми, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
  • принцип прочности закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников.
  • принцип преемственности предусматривает сохранение связи ста-дий обучения - различных по содержанию и способам осуществления.
  • принцип наглядности называется также принципом интерактивной наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами мож-но осуществить разные действия, изучить не только их статичное изобра-жение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнооб-разными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности.
  • принцип мультимедийности предполагает способность транслиро-вать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анима-ция и др.), реализовывать интерактивный диалог ребенка с компьюте-ром.
  • принцип когнитивности коммуникации является новым по сути и присущ только компьютерному обучению. Он заключается в организа-ции диалога между компьюте-ром и ребенком. Неслучайно компьютерные обучающие системы называ-ют интерактивными (диалоговыми). Диалог человека и ПС имеет свои особенности, его можно определить как обмен информацией между вычислительной системой и пользователем, проводимый с помощью ин-терактивного терминала по определенным правилам.
  • принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению.
  • принцип межпредметных связей способствует целостному воспри-ятию системы знаний, формированию логического мышления. Объем учебного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознатель-но, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.

Основные формы использования ИКТ:

1. Непосредственное применение в воспитательно-образовательном процессе.
2. Применение ИКТ в проведении досугов и развлечениях.
3. Организация работы с родителями воспитанников не только в группе, но и в семье.

В работе используем следующие методы обучения:

  • Метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
  • Метод иллюстраций позволяющий показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки) .
  • Дидактический метод помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.
  • Словесный (беседа, рассказ, пересказ) с сопровождением слайдов.

В процессе обучения используются технологии:

  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • социоигровые,
  • здоровьесберегающие.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • групповая,
  • индивидуальная

Для проведения групповых занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
На индивидуальном занятии используется один или несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Ребенок самостоятельно выполняет задание и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Мы применяем в своей практике мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познание», «Речевое развитие»,

Художественно-эстетическое развитие», «Художественная литература», «Физическая культура», что позволяет нам:
. значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков.
. развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.
. развитию высших психических функций - внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Взаимодействие с педагогами и родителями

Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации по повышению ИКТ компетенции, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий с использованием мультимедийных презентаций
Использование информационных технологий в работе с родителями предоставляет возможность проводить различные консультации, родительские собрания, развлекательные мероприятия с применением ИКТ; оформлять информационные стенды, групповую документацию в красочной и эстетической форме. Способствует созданию работоспособной системы поддержки семейного воспитания, активизации педагогического и культурного сознания родителей, участию родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
  • рост объема информации;
  • оперативное получение информации.

Ожидаемые результаты :

  • формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности;
  • формирование представлений и знаний по различным образовательным областям программы: математика и логика, познавательное развитие, художественно-эстетическая деятельность детей, правила личной безопасности;
  • развитие сенсорных возможностей ребенка. Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству;
  • развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

  • Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти-семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
  • Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
  • Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
  • Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
  • Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2-2,5 метра.

Образовательная область «Познание» (ознакомление с миром природы)
Представленные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познание» и «Речевое развитие» по изучаемым лексическим темам, а также на индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры могут быть предложены родителям для развития познавательных способностей детей, логического мышления, внимания, памяти. Презентация 1
Образовательная область «Речевое развитие»
Представленные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» и «Познание» по изучаемым лексическим темам, а также на индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры могут быть предложены родителям для развития речи детей, логического мышления, внимания, памяти. Презентация 2
Математические игры
Представленные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (развитие элементарных математических представлений), а также на индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры могут быть предложены родителям для развития речи детей, логического мышления, внимания, памяти.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
В старшем дошкольном возрасте очень важно вызывать и поддерживать у ребенка положительные эмоции, радостное настроение для эмоционального восприятия и положительного психологического настроя. Настроение, поведение и работоспособность маленького человечка в основном зависят от того на сколько нравится, на сколько интересно, доставляет ли это занятие удовольствие или нет. Поэтому является необходимым включение в игровую деятельность ребенка музыки. Музыка обогащает эмоциональный опыт ребенка-дошкольника, служит средством эффективного развития всех личностных качеств ребенка. Планирование и организация музыкально-воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий (Далее – ИКТ) должно учитывать наличие необходимого оборудования для проведения занятий, развлечений: наличие компьютера или ноутбуку, программного обеспечения, необходимых DVD или CD дисков, музыкального центра, музыкальных колонок, интерактивной доски, оптического прибора (проектора), наличие проекционного экрана. Наличие интерактивной доски позволяет педагогу и воспитанникам сочетать компьютерные и традиционные методы организации музыкально-воспитательного процесса. Однако, на современном этапе в образовательном процессе ДОУ недостаточно используют ИКТ как информационный ресурс в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сказанное определяет актуальность темы работы.
Объект исследования – процесс применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Предмет исследования – педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Цель исследования – изучить возможности применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
2. Проанализировать возможности использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в процессе опытно-экспериментальной работы.
3. Определить педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий по результатам опытно-педагогической работы.
Гипотеза: выдвинуто предположение, что игра является наиболее естественной и природосообразной формой жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Поэтому применение ИКТ в музыкально-игровой деятельности в ДОУ представляется целесообразным и будет способствовать раскрытию их творческого потенциала, развитию музыкальных способностей, а также созданию в группе эмоционально-позитивной атмосферы.
В работе использованы методы: теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотезы, моделирование, количественный и качественный анализ фактического материала; эмпирические методы: наблюдение, эксперименты; методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Методологическую основу исследования составили научные труды Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Е.В. Середа, Н.В. Увариной, Д.Б. Эльконина и др. Игру как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста всесторонне рассматривали такие ученые, как Л.С. Выготский, Е.В. Середа, Н.В. Уварина, Д.Б. Эльконин и другие. А.А. Люблинская, В.С. Мухина раскрыла особенность игровой деятельности в каждый из периодов дошкольного детства. Т.Д. Антонова, Ю.В. Терентьева, Д.Б. Эльконин раскрыли методические аспекты обогащения музыкой сюжетные детские игры. К.К. Соколова, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлева и др. обосновали необходимость использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности дошкольников на музыкальных занятиях. Н.Г. Яковлевой составлена картотека сюжетных детских игр с использованием музыкального сопровождения для детей старшего дошкольного возраста посредством применения ИКТ.
База исследования:
Структура исследования. Цель и задачи обусловили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем составляет 70 страниц.[...]

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

1.1. Сущность понятия «музыкальной игровой деятельности» в ДОУ

В настоящее время игровая деятельность признается важнейшим фактором формирования эстетической культуры ребёнка (Т.С. Комарова , Д.Б. Эльконин и др.). Современные исследователи исходят из той позиции, что игра является формой и способом образного отражения действительности, принятия и сохранения художественного опыта народа. Так, исследователь детской игры Д.Б. Эльконин полагал, что игра учит ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом и использовать их соответствующим образом . Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что создание общей философско-эстетической теории игры ещё не завершено.
Идея использования игры в деле воспитания принадлежит к давним и прочно утвердившимся теоретическим достижениям педагогической науки. Феномен игры – явление многомерное. Различные его аспекты исследуются философией, культурологией, психологией, педагогикой, эстетикой, искусствоведением и другими науками. Отсюда – многообразие акцентов в определениях понятия игры: изначальная школа поведения (С.Н. Кайдаш) , инстинктивное самообразование развивающихся задатков (И.В. Кошмина) , способ ориентирования в явлениях культуры с помощью культовых символов (Д. Эльконин) , механизм самоорганизации и самообучения (Т.С. Комарова) , способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов (А.М. Новиков) , совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, открытие и познание его и нахождение своего места в нем (Б.М. Рунин) . Но при всем многообразии подходов к феномену игры, при всем различии теорий её происхождения общим для них остается признание социализирующей, обучающей, развивающей функции игры, её огромного педагогического потенциала.
Исследователи детской игры (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в игре формируются такие способности человеческой личности, которые влияют на эстетический характер отношения к окружающему и в целом на эстетическое мировосприятие. Именно в игре происходит одушевление ребёнком неживых объектов, способность перевоплощаться в другого человека, видеть в объектах и предметах богатство отношений, а также вера в вымысел, иллюзию без утраты чувства реальности. Следовательно, игровое поведение очень тесно переплетено с искусством.
Как известно, среди всех видов музыкальной деятельности детей музыкальное восприятие является ведущим. Рассмотрение игры как системообразующего фактора педагогического процесса в музыкальном воспитании опирается на игровую природу музыкального восприятия. Теоретический анализ процесса музыкального восприятия ставит проблему его развития в контекст игровой деятельности слушателя. Сравнивая музыкальное восприятие и игровую деятельность, мы обнаруживаем целый ряд общих принципов: во-первых, преобладание эмоционального начала в игре и в восприятии музыки. Сложность и своеобразие эмоций в игре во многих исследованиях сравнивается с художественными эмоциями (Л.С. Выготский , В.Н. Дружинин и др.). Игра не ограничивается чистым действием – субъективное эмоциональное состояние её участников привносит в игру осмысленность, становится источником удовольствий, наслаждений, вызываемых игрой.[...]

Лучшие статьи по теме